Автор: Александр Иванов (SHURIKENN)

Присказка:

Считается правильным, если любую статью неизвестный автор начинает с небольшого экскурса в свою биографию. Всегда считал это саморекламой, но в данном случае нужно действительно пояснить, почему статья именно такая.

Все мы, читатели этого издания, в той или иной степени увлечены фотографией. Кто-то снимает для души и удовольствия, кто-то сделал фото своей профессией. Я хотел бы адресовать этот текст именно любителям. Профессионал найдет его, в лучшем случае, забавным и уж точно малоприменимым в работе.

Сказка:

Увлечения, хобби, любовь, страсть. У любого нормального человека всегда есть то, чем он увлечен. Интересов может быть масса, но настоящих, тех, которые можно назвать хобби или страстью, редко бывает больше двух.

Я, например, с детства люблю оружие, особенно холодное. Причем люблю его не только и не столько с практической точки зрения, сколько эстетически. Меня всегда покоряла суровая грация и точность линий клинков. Второй же моей страстью стало фотодело. Первые приступы были в глубоком детстве: старый ФЭД и маленькая домашняя лаборатория у друга. Но тогда, как и у многих, все осталось на уровне баловства. Началом взрослого увлечения можно считать покупку первой серьезной цифровой камеры, было это лет десять назад. Снимать я пытался все подряд, совсем все. От макро до портретов со всеми остановками. И все получалось кое-как. Не помогло ни приобретение ЦЗК с оптикой, ни чтение форумов и книг. Я никак не мог найти «СВОЁ». Да и не очень искал, просто снимал и получал удовольствие. Знал, что выходит слабо, но это меня не сильно огорчало, таких, как я, сотни миллионов. Переосмыслить эту позицию помог случай.

На одном из ножевых ресурсов была тема, где ребята выкладывали свои фото своих ножей. Решил принять участие. Так у меня сошлись два увлечения, хороших простых увлечения. Так они превратились в хобби и страсть. Так я понял одну простую для фотографа-любителя истину: лишь тогда твои фото будут доставлять тебе настоящее удовольствие, когда ты начнешь снимать то, что тебе действительно нравится. И вместе с ней – вторую: для фотографа важна теория, немаловажна техника, но важнее всего практика.

Снимал я много, не боялся экспериментировать со светом и ракурсами. Частенько срывался в откровенный хлам, но и из него извлекал какие-то уроки. Наверное, с этого и можно начать основное повествование в этой статье. То, что я вынес из всех своих экспериментов и чем могу поделиться с читателями. Писать я буду именно о съёмке ножей, как её вижу я. Это не будет руководством или пособием. Это будет авторское видение, и, надеюсь, оно будет интересно, а, возможно, даже полезно.

Быль:

Начнем мы с общей концепции. Есть много теорий, но я считаю, что в съёмке ножей главное – показать текстуру и грани. Фон и предметное наполнение вторичны. То есть, важно сначала правильно показать нож и его сильные стороны, а уже потом его окружение. Вместе с тем, это никак не отменяет композицию. Впрочем, об этом мы вкратце поговорим чуть позже, а пока давайте перейдём к суровой реальности: оборудованию.

Подбор «железа» сильно зависит от техники съёмки, с каким светом работать. Тут есть три варианта: естественный свет, постоянный искусственный и импульсный. И хотя я предпочитаю импульсный, работать приходится со всеми тремя видами. Так что учтём все варианты. Стартовыми условиями возьмём мои, они близки большинству.

Отдельного места для съёмки нет, при необходимости можно выделить чуть более двух квадратных метров. Это вносит сильные коррективы в выбор техники.

Камера.

В нашем случае подойдет любая современная камера. Неважно, кроп это будет или ФФ. Съёмка всегда неспешная и на низких ИСО, так что обычного хорошего кропа достаточно. Что касательно типа камеры, то БЗК будет сильно удобнее. Строить картинку через экран удобнее и с рук, и со штатива. ВИ в данном случае значительно менее удобен. При работе с постоянным и естественным светом преимущества liveview бесспорны, т.к. мы можем видеть итоговый кадр ещё до спуска затвора.

Штатив. Пригодится для работы с естественным и постоянным светом. Он обязательно должен быть прочным и хорошим. Экономить на нём не нужно, иначе замучает шевелёнка. Выдержки 10-20 секунд – не редкость.

Оптика. Тут тоже экономия противопоказана. Необходим объектив с ЭФР 75-150 мм с ровной резкостью по всему полю. Дисторсия должна быть минимальна. Желательно оптимизированный для работы на закрытой диафрагме. Из всего написанного можно понять, что нужно: макро-объектив с ФР 50-100мм. Качество максимальное, какое можно себе позволить.

Свет. Естественный – это улица, его отбросим. Нам важнее искусственный. В этом пункте всё непросто. С учётом ограничений в пространстве – особенно. Именно поэтому основной выбор – за импульсом, он наиболее компактен и оперативен. Для комфортной работы идеален вариант из двух ведомых вспышек HVL-F60M и одной управляющей HVL-F43M. Возможен более бюджетный вариант из двух HVL-F43M и одной HVL-F32M. Вариант сторонних никогда не рассматривал в связи с их нестабильностью. К вспышкам обязательно нужны рассеиватели и отражатели, можно обычные недорогие круглые диаметром 80-100см. Для постоянного света придётся ограничиться парой светодиодных источников, тоже с рассеивателями.

Теперь можно переходить к технике съёмки. Съёмку при естественном свете мы глубоко обсуждать не будем, с ней все понятно. Выбираем красивый свет и в нём снимаем. Как бы скупо это не звучало, но это так. Можно использовать яркий солнечный, если хотите получить контрастный рисунок.

Или рассеянный, если рисунок нужен мягкий.

 

 

В некоторых случаях можно комбинировать и играть с тенями.

Использование отражателей и рассеивателей даст массу возможностей для творчества.

С искусственным светом работать проще. Погода переменчива, а электричество у нас более-менее стабильно. Но, несмотря на кажущуюся простоту, постановка света – одна из самых главных составляющих в фотографии. Вариантов у нас два. Начнем с моего основного — импульс.

Вне зависимости от того, какой нож я снимаю и с какого ракурса, у вспышек две задачи – заполняющий свет и рисующий. Ничего нового в этом нет, но понимать это важно.

В реальности это выглядит так: на камере 43-я вспышка работает в режиме контроля, а две 60-ые – ведомые.

Одна из них работает от потолка, как правило, на полную мощность, а вторая – от отражателя. Вот именно задача второй и является главной. Именно её свет будет отрисовывать текстуру. Приведу несколько примеров.

В данном случае одна из вспышек установлена справа и отражается от потолка и правой стены. Угол рассеивания – широкий. Её задача – заполнить кадр светом. Вторая вспышка работает слева от белого отражателя на 1/16 мощности. Её задача – тенью подчеркнуть фактуру рукояти и резьбы на ружье.

Здесь заполняющая работает строго от потолка, а рисующая – от отражателя, находящегося за местом съёмки. Это дало более контрастный рисунок и более глубокие тени.

Так же можно делать обе вспышки рисующими. Это нужно, когда необходимо подчеркнуть две текстуры, требующие разных углов падения света. Так часто бывает, когда в ноже используется карбон и дамаск. Например, как на приведенном ниже фото. Здесь один из отражателей установлен сзади ножа, чтоб было хорошо видно рисунок рукояти, а второй – ближе, спереди-слева. Его задача – показать рисунок клинка и проявить оставшиеся слои карбона.

Эта схема – самая сложная. Тут все очень сильно зависит от угла падения света, и приходится делать не один десяток кадров, дабы выловить оптимальный ракурс.

Также бывает интересно работать с одним источником. Это хорошо в том случае, когда нужно выделить светом какую-то одну деталь.

Например, здесь один источник от отражателя слева. Такая схема позволяет контрастно выделить текстуру объекта и спрятать в тень лишние детали.

В зависимости от задачи, можно показать и весь объект, и его отдельные детали,

и просто его контур.

Ну и, наконец, с одним источником очень интересно снимать в низком ключе.

Не менее интересно работать с водой. Тут импульсу нет альтернативы. Схемы практически те же, но наиболее востребованная – с двумя рисующими. Это сложная съёмка, с множеством дублей. Вода непредсказуема, но результат того стоит.

Здесь два источника. Справа-сбоку и слева-сверху.

А тут оба источника – от потолка и стены. Справа и слева.

Не менее интересно работать со льдом, так как его можно подсвечивать.

На этом фото оба источника – слева. Сбоку и сверху. Так получилось и лед подсветить, и дать блики на воду, покрывающую рукоять.

В этом случае один из источников строго слева, а второй – справа. Так стало возможным подсветить и лед, и текстуру ножа.

Как видите, вариантов световых схем может быть масса, тут все зависит от конкретной модели и фантазии.

При работе с постоянным светом схемы те же, но есть и пара нюансов. Из плюсов — сразу видно готовую картинку. С импульсом это невозможно. С другой стороны, рабочие диафрагмы остаются те же, а света меньше. И штатив обязателен.

Ракурсы с ним строить приходиться намного дольше и сложнее. Именно из-за этого я предпочитаю импульс. А постоянный использую только тогда, когда работа с импульсом невозможна. Например, когда приходиться снимать огонь.

Тут постоянный свет необходим и как заполняющий, и для акцентов.

Обработка. То без чего цифровая фотография не живёт. В этом аспекте у меня все просто, даже доступно.

Вся сводится к кадрированию, контролю ББ и экспозиции при проявке и умеренной постобработке в ФШ. В части проявки сказать что-то новое сложно, гистограмма тут определяет. Ну а постобработка…у меня это, в основном, работа штампом. Долгая, кропотливая и нудная. Ибо любая пылинка, царапинка или грязючка есть зло. И зло это неизбежно. Как не готовь нож, пыль будет.

Микро царапины не видны глазом, но на фото выползают. Надо все это чистить.

Спецэффектами я стараюсь не злоупотреблять, за исключением виньетки, мне она просто нравится. Изредка прибегаю к плагинам, эмулирующим плёнку. Хотя, по правде сказать, чаще это попытка скрыть косяки при съёмке. Немаловажным процессом считаю ресайз, он сильно влияет на картинку. Тут я последователь технологии Разумовского. Уверен, многим она знакома, а если нет, то про неё легко найти информацию в сети. В общем, я стараюсь максимум сил направить на подготовку к снимку, а не на обработку. Думаю, никому не нужно пояснять, что нож перед съёмкой должен быть тщательно вымыт и смазан. Отпечатки пальцев, пятна смазки, грязь и прочие недоразумения недопустимы. Конечно, в том случае, если они не оправданы сюжетно. Как, например, на этом фото.

Ну и в завершение своего рассказа, я хотел бы сказать несколько слов о композиции. Почему несколько, спросите вы, ведь это самое главное? Да, это так, но глубоко копать эту тему в данной статье нет смысла. Законы общие для всего фотомира. Однако несколько выводов по композиции и предметному наполнению я для себя сделал:

Наиболее выгодны при съёмке ножей правила третей и диагоналей

Нож лучше располагать в кадре симметрично, если иное не оправданно сюжетом.

Не стоит пренебрегать акцентами, как световыми, так и цветовыми

Подбирая предметы в кадр, нужно понимать, зачем они там и что должны сказать.

Не нужно перенасыщать кадр объектами. Их должно быть немного, и они должны быть сюжетно оправданы.

Не старайтесь, чтобы все уложенные предметы попали в кадр. Главное – это нож. Окружение лишь оттеняет его и может присутствовать лишь частично.

Не стоит использовать излишне яркий фон, если этого не требует нож.

Вот, пожалуй, и все основные моменты в съёмке ножей, о которых я считал важным сказать.

Надеюсь, получилось не очень скучно.

28 КОММЕНТАРИИ

  1. al1e

    motorind, с этими вы врядли пойдете на рыбалку. рука не поднимится. для рыбалки поищите копии от китайцев на широгоровых.

    я вот такой проимел:
    https://www.kizlyarextreme.ru/sklad…preme/skladnoi-nozh-bloke-z-d2-black-titanium

    [​IMG]

    просто для рыбалки, да и просто в лес брал:
    [​IMG]

    но в этот раз он был в гараже и я схватил черненький…

  2. Sergey2

    Позволю себе закинуть в тему ещё чуток!)))) не пинайте за это сильно, уж больно изделия красивые!

    Просто не в эту тему.
    Лучше сюда:
    https://sony-club.ru/threads/chasy-i-nozhi-muzhskie-igrushki.47758
    А если здесь, то желательно рассказывать о приёмах съёмки.

  3. Посмотреть вложение 60195

    Rage

    Просто не в эту тему.
    Лучше сюда:
    https://sony-club.ru/threads/chasy-i-nozhi-muzhskie-igrushki.47758
    А если здесь, то желательно рассказывать о приёмах съёмки.

    Приём простой: Два горизонтальных стрипа по обеим сторонам вдоль клинка, два белых отражателя поперёк клинка и сверху под углом кусок молочного пластика на просвет для рефлектора с сотами. Вот собственно и весь приём!)))

  4. SHURIKENN, а Вы не могли бы в дополнение к статье сделать фото рабочего пространства, как Sergey2?
    Было бы очень наглядно и полезно в плане обучения (ну раз уж статья является мастерклассом): фотография ножа и тут же фото, иллюстрирующее как это было сделано.

  5. Zanger

    SHURIKENN, а Вы не могли бы в дополнение к статье сделать фото рабочего пространства, как Sergey2?
    Было бы очень наглядно и полезно в плане обучения (ну раз уж статья является мастерклассом): фотография ножа и тут же фото, иллюстрирующее как это было сделано.

    Вот вот, полностью согласен. Интресно смотреть как то или иное фото было сделано, не интересно смотреть просто фотки.